- Что такое электронная трудовая книжка?
- Преимущества ЭТК
- Обязательно ли оформление электронной трудовой книжки?
- Как оформить электронную трудовую?
- Как взять кредит с ЭТК?
С 1-го января 2020-го года для всех граждан РФ вводится новый документ – электронная трудовая книжка (ЭТК). По сути, это всё та же трудовая, но в новом формате. Её наличие позволит гражданам всегда иметь доступ к информации о своей трудовой деятельности. Для работодателей также открываются новые возможности для ведения учёта кадров. Принуждать никого не будут – переход на ЭТК добровольный. Более привычный гражданам бумажный документ можно сохранить на неопределённое время.
Источник изображения: yandex.ru
Что такое электронная трудовая книжка?
Переход на электронные трудовые книжки возможен только для граждан, давших своё согласие. Исключением будут лишь те люди, которые впервые официально трудоустраиваются, начиная с 2021-го года. Данные о периоде и месте работы для таких граждан будут сразу заноситься в электронном виде, привычная трудовая книжка из бумаги заводиться не будет. Остальным гражданам, которые желают получить ЭТК, придётся написать соответствующее заявление и предъявить его своему работодателю.
В ЭТК заносят данные, начиная с 2020-го года. Поэтому если вы решили обзавестись цифровым вариантом документа, бумажную выбрасывать нельзя: эта документация котируется наравне с электронной, и может использоваться как источник информации о месте и сроке работы владельца до 2020-го года. Работодатели должны вносить данные в обе версии документа. Поскольку введение электронных трудовых книжек не требует от пользователя обязательного оформления документа в цифровом виде, можно спокойно продолжать работать с бумажной версией трудовой.
Граждане, у которых по каким-либо причинам не было возможности для подачи заявления о получении ЭТК до 31 декабря 2020, смогут обратиться за цифровым документом в любое время. Обращаться нужно по адресу основной работы, или оформить книжку уже в процессе трудоустройства. Электронная трудовая книжка ТК выдаётся лицам, которые были нетрудоспособны в определённый период времени, находились в отпуске или были отстранены от выполнения служебных обязанностей.
Каждый гражданин, оформивший ЭТК, сможет получить информацию из этого документа у работодателя, в службе обслуживания клиентов ПФР и МФЦ, или на веб-ресурсе ПФР и ЕПГУ (для этого нужно быть зарегистрированным пользователем). Полученные данные можно распечатать, отправить письмом по электронной почте, либо сохранить на внешний носитель. Последнее необходимо, если предстоит воспользоваться этой информацией в ближайшем будущем.
Преимущества ЭТК
В эру интернет-технологий всё чаще документацию переводят в электронный вид. Рассмотрим некоторые из преимуществ, которые получит владелец ЭТК:
- Быстрый доступ к нужной информации;
- Риски ошибок сводятся к минимуму;
- Владелец сможет устроиться на работу дистанционно;
- Существенно снижаются издержки и ответственность работодателей, вероятность ошибок вследствие человеческого фактора;
- Пенсии смогут оформлять дистанционно, для этого не придётся собирать пакет дополнительной документации;
- Информация из ЭТК может быть использована владельцем для различных государственных услуг;
- Государство гарантирует сохранность данных;
Если бумажная ТК будет утеряна, можно без проблем восстановить данные из цифрового варианта. В ЭТК указывается та же информация, что и в обычной документации: места и период работы, дата приёма и увольнения, занимаемые должности, уровень квалификации, причины по которым был прекращён трудовой договор.
Источник изображения: kgst.ru
Обязательно ли оформление электронной трудовой книжки?
Нет, делать это необязательно. Однако, официально трудоустроенным лицам следует определиться: будет ли информация как прежде заноситься в бумажную ТК, или фиксация будет осуществляться в цифровом виде? Стоит отметить, все данные уже имеются в «цифре» и хранятся в ПФР. Обусловлено это изменениями в законодательстве, согласно которым работодатели обязаны с 1-го числа текущего года предоставлять организации сведения о своих сотрудниках, вне зависимости от типа используемой документации.
Все владельцы бумажных ТК могут использовать этот формат неограниченное время. ЭТК в обязательном порядке заводится только на тех граждан, которые будут первично устраиваться на официальную работу. Это правило распространяется на всех граждан с 01.01.2021. При устройстве на работу информацию из ЭТК нужно предоставить для изучения работодателю. Документ можно распечатать на принтере, или предъявить в цифровой форме. Граждане, у которых есть бумажный вариант ТК, могут не заводить электронную версию документа. Но, как показывает практика, лучше сделать это – вы ничего не потеряете, и данные всегда будут под рукой.
Как оформить электронную трудовую?
Первым делом, нужно уведомить об этом работодателя и написать заявление. Если владелец желает оформить ЭТК и продолжать пользоваться бумажной версией, это должно быть указано в заявлении. После работодатель обязан выдать бумажную ТК владельцу. В документе прописывается информация, что работник пожелал оформить электронную ТК. После этого можно пользоваться обоими вариантами, либо одним из них.
Заявление от сотрудника вносят в сведения о трудовой деятельности, после чего отправляют в ПФР. В случае, когда работник не подал заявления до конца текущего года, записи будут заноситься в бумажный вариант ТК. Этот документ нельзя выбрасывать, если уже есть цифровой вариант, поскольку в новом виде будут фиксироваться сведения только начиная с 2020-го года.
Заключая трудовой договор с работодателем до окончания 2020-го года, информация о приёме на должность заносится в бумажный или цифровой документ, по выбору сотрудника. С 2021-го допускается исключительно цифровой вариант. Стоит отметить, что ЭТК – виртуальный инструмент. Она не будет представлена на каком-нибудь физическом носителе, вроде пластиковой карты. Информация о сотруднике будет храниться на информационных ресурсах ПФР.
Как взять кредит с ЭТК?
Очень просто. Если в банковском отделении нужно предоставить данные из трудовой книжки для получения кредита, клиенту достаточно подобрать кредит, далее зайти в личный кабинет на сайте ПФР, и в соответствующем разделе найти требуемую информацию, после чего распечатать её. Распечатка обязательно должна иметь подпись владельца. Также можно предъявить нужную информацию в электронном виде на цифровом носителе – например, на карте памяти. Доступ к данным есть только у владельца электронной трудовой книжки. Посторонние люди не смогут получить желаемую информацию.